Александр Васильев: о моде и путешествиях

Путешествия не только вводили в моду новый тип багажа, дорожную одежду или шляпы, но и прямо влияли на формообразование и объем женского и мужского костюма. Если проанализировать данные разных наук, то можно утверждать, что целенаправленные путешествия по земному шару с познавательными целями человек предпринял всего 5-6 тысяч лет назад. В истории древнего мира первыми путешественниками были торговцы. Этот тезис подтверждается тем, что специально планируемые путешествия начались только с началом производительного труда человека. Потребовалось время, когда во II тысячелетии до н. э. произошло первое разделение человеческого труда. Начали формироваться такие науки, как история и география. Люди планировали и предпринимали специальные путешествия для открытия новых земель и накопления новой информации о водной, земной и подземной поверхностях.

Впервые мода и путешествия соединились воедино в эпоху Христофора Колумба,
который начал эру великих географических открытий, перевернувших представления об устройстве мира. Конкистадоры стали адаптировать костюм ренессанса к тропическим условиям: коротко постриглись в гигиенических целях, укоротили пышный костюм. Все же настоящий «туризм» начался лишь в XVIII веке, после начала раскопок в Помпеях и Геркулануме, англичане придумали свой «Гранд-тур» — долгое образовательное путешествие по Европе, включавшее Париж, Венецию и Дрезден, самые привлекательные города галантного века. Эти вояжи сильно изменили стиль мужского костюма и париков, упростили многое в фасонах.

В XIX веке путешествия стали делом более семейным. Пришла мода на поездки на воды, в Германию, в Швейцарию, а с 1850-х годов и на Лазурный берег. Появление железных дорог стало фатальным для широких кринолинов, которые были упразднены вследствие того, что не вмещались ни в купе, ни в экипажи. Появление пароходного сообщения между Америкой и Европой в 1880-е годы заставило перейти к более укороченным платьям и дорожным костюмам, моду на которые начал парижский дом Redfern. Тогда же появились и первые мужские складные цилиндры — шапокляк. Велосипеды вынудили дам переодеться в первые короткие шаровары, а появление первых автомобилей в конце XIX века подарило людям плащ — пыльник с капюшоном и автомобильный шарф. Эра путешествий 1910-х годов связана с крушением «Титаника», когда на дно океана пошел не один драгоценный кофр Louis Vuitton, нагруженный последними моделями парижского haute-couture.

Ускоренный ритм жизни межвоенных десятилетий стал эрой джерси в дорожных костюмах, а появлением первых женских брюк клеш в 1920-е годы мы обязаны моде на путешествия к морю. Мир был открыт для туризма, ездить на отдых в разные страны стало очень популярно. Развитие самолетного транспорта заставило задуматься и о весе вашего гардероба, более удобных и практичных формах одежды. Вот почему в эпоху господства нью-лука Кристиана Диора совершился переход от пышных нейлоновых нижних юбок к узкому силуэту.

В 1960 годы джинсовая мода сделала одежду для путешествий более демократичной.

И теперь путешествия, ставшие неотъемлемой частью жизни большинства людей на планете, постоянно реформируют, упрощают одежду, делая ее все более практичной и целесообразной.

Александр Васильев: о моде и путешествиях